20:52 "Охота на "лис" - первое знакомство | |
Решил попробовать написать книжку по основам спортивной радиопеленгации в "литературном" виде. Было бы здорово сделать иллюстрированную веселыми рисунками популярную книжку. Несколько глав уже написано - первую выношу на суд читателей. Глава первая. в которой рассказывается о необычном уроке физкультуры в NNN – й школе. Прозвенел звонок и Денька начал собирать тетрадки и учебники в рюкзачок. Следующий урок – физкультура и нужно было еще успеть переодеться. Однако дверь открылась, и в класс вошел учитель физкультуры Геннадий Иванович. - Ребята, после перемены, прошу вернуться в этот класс. Урок физкультуры будет не в спортзале, а прямо здесь. Всю перемену удивленные ребята спорили и делали предположения о том, что это будет за урок. Наконец, прозвенел звонок на урок и изнывающие от любопытства ребята повалили в класс. Через пару минут в класс вошел Геннадий Иванович в сопровождении молодого мужчины. Через плечо у гостя висела большая спортивная сумка. - Ребята, это руководитель секции очень необычного вида спорта – спортивной радиопеленгации. Зовут его Александр Николаевич. Сегодня урок проведет он. Ребята загомонили. - Тихо. Тихо. Думаю, вам будет интересно узнать о необычном виде спорта, и возможно кто-нибудь изъявит желание заниматься. Надо сказать, что среди воспитанников Александра Николаевича не только есть Мастера Спорта, но и многие из ребят завоевывали высокие награды на международных соревнованиях. Впрочем, он сам расскажет вам гораздо лучше. Пожалуйста, Александр Николаевич! – с этими словами Геннадий Иванович расположился за последней партой. - Здравствуйте ребята! Прежде чем начать наш урок, я покажу вам небольшой видеофрагмент. Александр Николаевич достал из своей необъятной сумки ноутбук и установил его на учительском столе, развернув экран к ребятам. По лесной тропинке бежал паренек. В правой руке он держал аппарат с круглой антенной, на его левой руке был закреплен планшет с картой, а на голове были одеты наушники. - Знаю, знаю! Это «охота на лис»! – закричал с места Данила, которого все называли ходячей энциклопедией. - Правильно. Наш вид спорта иногда называют «Охота на «лис»», но его официальное название – спортивная радиопеленгация, - откликнулся Александр Николаевич, - Давайте посмотрим дальше. Из динамиков ноутбука раздалось пищание. Та-Та Та-Та-Та Ти-Ти! Та-Та Та-Та-Та Ти-Ти! - Знаю! Это морзянка! – заявил неугомонный Данила. Паренек на экране взмахнул антенной, повернулся и быстро-быстро побежал прямо в заросли. На следующем кадре, возле старой сосны, с помощью кола был установлен красно-белый флаг. Точнее не флаг, а матерчатая трехгранная призма. В нескольких метрах от нее на земле лежал брезентовый мешочек, из которого выходил и скрывался высоко в ветвях черный провод. Александр Николаевич с улыбкой посмотрел на Данилу, ожидая его комментариев. Но Данил во все глаза смотрел на экран и молчал. А тем временем события на экране продолжали разворачиваться. Из кустов, поворачивая на бегу антенну, выбежал уже знакомый нам паренек и устремился к красно-белому знаку. Камера показала призму крупным планом и ребята увидели, что на коле сверху закреплен похожий на прищепку предмет, оказавшийся компостером. Этим компостером паренек сделал отметку в специальном талоне, взмахнул антенной и скрылся за деревьями. Александр Николаевич опустил крышку ноутбука и посмотрел на ребят. - Ну что, теперь давайте обсудим то, что вы увидели. Вот мальчик, как я понимаю, знаком с нашим видом спорта. Мальчик, тебя как зовут? - Данила! - Ну что ж, Данила, давай ты начнешь рассказывать то, что знаешь, а я тебя дополню. Данила поднялся. - Я читал про этот вид спорта в старых журналах «Радио». У нас дома сохранились подшивки. Участник соревнований должен найти в лесу радиопередатчик. Тот, кто сделает это быстрее всех становится победителем. - А что это у него в руке, миноискатель?– спросил заинтересовавшийся Денька. Данил неуверенно посмотрел на Александра Николаевича и тот мгновенно пришел мальчику на выручку. - В руке у спортсмена приемник-пеленгатор «Алтай». С помощью этого аппарата спортсмен может определить, с какой стороны приходит к нему радиосигнал от передатчика. Сам передатчик автоматический – вы его видели в фильме – он был спрятан в брезентовый мешочек. Рядом с передатчиком устанавливается знак контрольного пункта. А на нем укрепляются средства отметки. Здесь использовался компостер. Но в последние годы все чаще и чаще применяется электронная отметка. - А что такое морзянка? – вспомнив слова Данилы, спросила Ленка Рыбкина. Александр Николаевич посмотрел на Данилу. - Это такая азбука, - сказал Данил, - ее используют телеграфисты. Каждая буква состоит из точек и тире или коротких и длинных звуков. Например, буква «А» это точка и тире. А сигнал бедствия «СОС» звучит как три точки три тире и снова три точки. - Совершенно правильно. Передатчик, кстати именно его называют «лисой», посылает в эфир сигналы с помощью телеграфной азбуки Морзе, или как ее еще называют – морзянки. По этим сигналам спортсмен может определить, какой номер у работающего передатчика. - А у меня морзянка играет из телефона! – заявила Ленка. И в подтверждение ее слов раздалось: «Ти-ти-ти та-та ти-ти-ти». - Это буквы «С», «М» и снова «С», - сказал Александр Николаевич. - Получается СМС! – радостно закричала Ленка, - Точно! Такой сигнал – когда приходит СМС-ка. - А у меня телефон передает длинную морзянку, - сказал Денис. Александр Николаевич прислушался. - Это фраза «нокиа коннекшн пёпл» - рекламный слоган фирмы Нокиа. - А Вы все буквы знаете? – спросила Ленка, - и чтобы заниматься нужно морзянку знать? - Знаю, - улыбнулся Александр Николаевич, - и не просто знаю, а умею принимать морзянку на слух и передавать ее на ключе. Потому что, я не только занимаюсь «охотой на «лис», но и имею позывной радиолюбителя. Но об этом как-нибудь в другой раз. Что касается заданного вопроса, знание морзянки никому еще не мешало, но в нашем виде спорта можно пока обойтись и без этого. Дело в том, - продолжал рассказывать Александр Николаевич, - что сигналы, или позывные «лис», построены специальным образом. Каждая «лиса» вначале передает буквы «М» и «О». Это два длинных и затем, три длинных сигнала. А далее каждая лиса передает свою букву. Первая лиса – букву «Е» - ти. Вторая – букву «И» - ти-ти. А третья? - Букву «С»? Ти-ти-ти? – спросил Денис. - Верно, букву «С», которую вы уже знаете. Четвертая букву «Х», догадываетесь, как она звучит? - ти-ти-ти-ти! – чуть ли не хором ответили ребята. - А пятая ти-ти-ти-ти-ти! Какой номер, столько и точек! – сказал Данил, - а пять точек это какая буква? - Это цифра 5, - ответил Александр Николаевич. - Но ведь если морзянка передается быстро, сосчитать количество сигналов невозможно, - засомневалась практичная Ленка. - Совершенно верно. Поэтому радисты запоминают не количество точек и тире, а ритмический рисунок, «напев» каждой буквы или цифры. А чтобы было проще запомнить – придуманы специальные слова – напевы. Например, М – «ма-ма», О – «о-ко-ло», Е – «есть», И – «и-ди», С – «си-не-е», Х – «хи-ми-чи-те», 5 – «пя-ти-ле-ти-е». - Здорово! - подытожил Данила. - Ну а теперь, попробуем себя в роли спортсмена-«охотника». Александр Николаевич достал из сумки какой-то предмет, снял резиновые колечки и перед ребятами предстала большая, похожая на телевизионную, антенна. - Это приемник-пеленгатор другого диапазона. В ролике вы видели коротковолновый приемник с рамочной антенной, а это приемник УКВ-диапазона с антенной волновой канал. Я принес его потому, что с ним немного проще научиться работать. А это, - Александр Николаевич показал ребятам небольшую черную коробочку с выходящими из нее усиками проводов, - микромаячок – небольшой радиопередатчик. Сейчас мы его спрячем, и один из вас постарается его отыскать. Желающие попробовать есть? Вверх потянулся лес рук. - Желающих много. Тогда я предлагаю, дать такую возможность Даниле, который здорово помогал мне рассказывать, что такое спортивная радиопеленгация. Александр Николаевич поставил маячок на стол, подвинул переключатель. На корпусе заморгал красный огонек. - Держи. Данила надел головные телефоны и взял в руки пеленгатор. Александр Николаевич покрутил ручку на пеленгаторе и сказал: - Это настройка. А это усиление, или громкость. Сначала нужно настроиться на сигнал, затем поставить удобную для работы громкость. Теперь, вращая антенной нужно определить, с какой стороны сигнал звучит громче всего. Это и есть направление на маячок. Понятно? Довольный Данила кивнул. - Тогда выходи за дверь и жди, пока мы тебя не позовем. - А я пойду, и буду следить, чтобы он не подглядывал, - сказала Ленка. Данила вышел из класса. Александр Николаевич подошел к Деньке и протянул ему маячок: - Спрячь под пиджак, а антенны расправь в рукава. Когда Денька застегнул пуговицы и напустил на себя безразличный вид, Александр Николаевич позвал Данилу. Данила неуверенно вошел в класс и прицелился пеленгатором в одноклассников. - Ничего не слышно. - Прибавь усиления, и поверни ручку частоты на отметку 145, - посоветовал Александр Николаевич. Лицо мальчика просветлело. - Слышу! – радостно закричал он. Александр Николаевич приподнял один наушник и шепнул Даниле: - Не нужно так кричать. Класс засмеялся. Данила поводил пеленгатором и указал в середину класса, прям туда, где сидел Денис. - Туда показывает. Через несколько минут Данила отыскал спрятанный маячок. Пеленгатор переходил из одних рук в другие. Даже Геннадий Иванович попробовал. Время летело незаметно. Прозвенел звонок. Ребятам не хотелось расставаться с увлекательной игрой, но Александр Николаевич извинился, и сказал, что у него скоро тренировка. - А те, кому понравилось – приходите к нам заниматься. Визитку со схемой как нас найти можете взять у Геннадия Ивановича. И тренер протянул учителю стопочку карточек. - До встречи! - До свидания! – хором ответили ребята. Александр Николаевич ушел, и ребята тоже направились в гардероб. Денька подошел к Геннадию Ивановичу и попросил визитку. Геннадий Иванович с сомнением посмотрел на мальчика. Особыми спортивными успехами Денис похвастаться не мог. Но все же дал мальчику синюю картонку. Автор: Абрамов Алексей | |
|
Всего комментариев: 0 | |